shad-go/lectures/05-concurrency/lecture.slide

501 lines
14 KiB
Text
Raw Permalink Normal View History

2020-03-26 13:34:09 +00:00
Concurrency with Shared Memory
Лекция 5
Фёдор Короткий
2020-03-26 14:57:49 +00:00
* Concurrency with Shared Memory
- Принципы синхронизации, такие же как в C++ или java.
- Различается набор инструментов в стандартной библиотеке.
2020-03-26 13:34:09 +00:00
* Happens Before
- Одно событие в программе может _произойти_раньше_ (_happens_before_) другого события.
- Внутри одной горутины `a`:=`1` _happens_before_ `a`+=`1`.
a := 1
a += 1
2022-03-27 18:33:10 +00:00
- Посылка значения из канала _happens_before_ получения этого значения из канала.
2020-03-26 13:34:09 +00:00
- Два события A и B _происходят_одновременно_ (_are_concurrent_), если нельзя сказать что одно случилось раньше другого.
* Race Condition
- _Race_Condition_ - ситуация, когда код работает некорректно в зависимости от порядка выполнения нескольких горутин.
* Example Bank
// Package bank implements a bank with only one account.
package bank
var balance int
func Deposit(amount int) { balance = balance + amount }
func Balance() int { return balance }
Работает корректно в одной горутине.
// Alice:
go func() {
bank.Deposit(200)
fmt.Println("=", bank.Balance())
}()
// Bob
go bank.Deposit(100)
Ошибка в этом примере называется _data_race_.
* Data Race breaks memory safety
var x []int
go func() { x = make([]int, 10) }()
go func() { x = make([]int, 1000000) }()
x[999999] = 1 // NOTE: undefined behavior; memory corruption possible!
Программа с _data_race_ перестаёт вести себя так, как написано в коде.
Иногда люди говорят _"это_безопасный_рейс"_. *Не*бывыет*безопасных*data-race-ов*
* Data Race
*Data*race* случается, когда несколько горутин одновременно работают с переменной, и хотябы одна из них пишет в эту переменную.
Как защититься от _data_race_?
1. Не писать в переменную.
2. Не работать с переменной из нескольких горутин.
3. Не работать с переменной одновременно. (mutex)
* Не писать в переменую
var icons = make(map[string]image.Image)
func loadIcon(name string) image.Image
// NOTE: not concurrency-safe!
func Icon(name string) image.Image {
icon, ok := icons[name]
if !ok {
icon = loadIcon(name)
icons[name] = icon
}
return icon
}
Правильно:
var icons = map[string]image.Image{
"spades.png": loadIcon("spades.png"),
"hearts.png": loadIcon("hearts.png"),
"diamonds.png": loadIcon("diamonds.png"),
"clubs.png": loadIcon("clubs.png"),
}
func Icon(name string) image.Image { return icons[name] }
* Не работать с переменной из нескольких горутин
// Package bank provides a concurrency-safe bank with one account.
package bank
var deposits = make(chan int) // send amount to deposit
var balances = make(chan int) // receive balance
func Deposit(amount int) { deposits <- amount }
func Balance() int { return <-balances }
func teller() {
var balance int // balance is confined to teller goroutine
for {
select {
case amount := <-deposits:
balance += amount
case balances <- balance:
}
}
}
func init() {
go teller() // start the monitor goroutine
}
* sync.Mutex
import "sync"
var (
mu sync.Mutex // guards balance
balance int
)
func Deposit(amount int) {
mu.Lock()
balance = balance + amount
mu.Unlock()
}
func Balance() int {
mu.Lock()
defer mu.Unlock()
b := balance
return b
}
* sync.RWMutex
var mu sync.RWMutex
var balance int
func Balance() int {
mu.RLock() // readers lock
defer mu.RUnlock()
return balance
}
* Memory Order
var x, y int
go func() {
x = 1 // A1
fmt.Print("y:", y, " ") // A2
}()
go func() {
y = 1 // B1
fmt.Print("x:", x, " ") // B2
}()
Можем ожидать
y:0 x:1
x:0 y:1
x:1 y:1
y:1 x:1
Но реально может произойти
x:0 y:0
y:0 x:0
* Atomics
var x, y atomic.Int32
go func() {
x.Store(1) // A1
fmt.Print("y:", y.Load(), " ") // A2
}()
go func() {
y.Store(1) // B1
fmt.Print("x:", x.Load(), " ") // B2
}()
In the terminology of the Go memory model, if the effect of an atomic operation A is observed by atomic operation B, then A “synchronizes before” B.
Additionally, all the atomic operations executed in a program behave as though executed in some sequentially consistent order.
This definition provides the same semantics as C++'s sequentially consistent atomics and Java's volatile variables.
* Atomic Int
type Uint32 struct {}
// Load atomically loads and returns the value stored in x.
func (x *Uint32) Load() uint32
// Store atomically stores val into x.
func (x *Uint32) Store(val uint32)
// Swap atomically stores new into x and returns the previous value.
func (x *Uint32) Swap(new uint32) (old uint32)
// CompareAndSwap executes the compare-and-swap operation for x.
func (x *Uint32) CompareAndSwap(old, new uint32) (swapped bool)
// Add atomically adds delta to x and returns the new value.
func (x *Uint32) Add(delta uint32) (new uint32)
* Atomic Value
type Value struct {}
// Load atomically loads and returns the value stored in x.
func (x *Value) Load() any
// Store atomically stores val into x.
func (x *Value) Store(val any)
// Swap atomically stores new into x and returns the previous value.
func (x *Value) Swap(new any) (old any)
// CompareAndSwap executes the compare-and-swap operation for x.
func (x *Value) CompareAndSwap(old, new any) (swapped bool)
* Config update
func main() {
var config atomic.Value // holds current server configuration
// Create initial config value and store into config.
config.Store(loadConfig())
go func() {
// Reload config every 10 seconds
// and update config value with the new version.
for {
time.Sleep(10 * time.Second)
config.Store(loadConfig())
}
}()
// Create worker goroutines that handle incoming requests
// using the latest config value.
for i := 0; i < 10; i++ {
go func() {
for r := range requests() {
c := config.Load()
// Handle request r using config c.
_, _ = r, c
}
}()
}
}
2020-03-26 13:34:09 +00:00
* Ленивая инициализация sync.Once.
var icons map[string]image.Image
func loadIcons() {
icons = map[string]image.Image{
"spades.png": loadIcon("spades.png")
}
}
// NOTE: not concurrency-safe!
func Icon(name string) image.Image {
if icons == nil {
loadIcons() // one-time initialization
}
return icons[name]
}
* Ленивая инициализация sync.Once.
var mu sync.Mutex // guards icons
var icons map[string]image.Image
// Concurrency-safe.
func Icon(name string) image.Image {
mu.Lock()
defer mu.Unlock()
if icons == nil {
loadIcons()
}
return icons[name]
}
* Ленивая инициализация sync.Once.
var loadIconsOnce sync.Once
var icons map[string]image.Image
// Concurrency-safe.
func Icon(name string) image.Image {
loadIconsOnce.Do(loadIcons)
return icons[name]
}
* Concurrent cache
.play memo1/memo.go /type Memo/,/OMIT/
* Concurrent cache
.play memo2/memo.go /type Memo/,/OMIT/
* Concurrent cache
.play memo3/memo.go /func \(memo/,/OMIT/
* Concurrent cache
.play memo4/memo.go /type entry/,/OMIT/
* sync.Map
Что происходит, когда go совершает type cast из interface{}?
- Приведение к конкретному типу требует одной проверки на `==`
var v interface{}
x, ok := v.(int)
- Приведение к интерфейсу требует (в общем случае) сравнивать method set.
var v interface{}
x, ok := v.(io.Reader)
// Конкретный тип v должен иметь метод Read([]byte) (int, error)
- Для каждой пары `(concrete`type,`interface`type)` нужно знать, корректно ли такое приведение.
var cache map[typeConversion]conversionResult
* sync.Map
var cache map[typeConversion]conversionResult
Как защитить cache? `sync.Mutex`? Кеш из раннего примера?
Какой паттерн нагрузки?
- Запись в начале программы.
- Потом только чтения.
- Никогда не удаляем ключи.
- Не страшно сделать вычисление несколько раз.
Чего хотим?
- Скорость как у `map` без лока.
* sync.Map
var cache sync.Map
func convertType(from, to typ) *conversionResult {
key := typeConversion{from: from, to: to}
res, ok := cache.Load(key)
if ok {
return res.(*conversionResult)
}
res = doConversion(from, to)
cache.Store(key, res)
return res.(*conversionResult)
}
- `sync.Map` хранит две `map` внутри. `clean` и `dirty`.
- Обращение к `clean` всегда происходит без лока.
- Обращение к `dirty` требует лока.
- Периодически `dirty` повышается до `clean`.
* Как сделать sync.Map без двойного вычисления?
.play synconce/map.go /type result/,/OMIT/
2020-03-26 14:57:49 +00:00
* sync.Cond
type Once struct {
done, running bool
mu sync.Mutex
cond *sync.Cond
}
func (once *Once) Do(f func()) {
once.mu.Lock()
defer once.mu.Unlock()
2022-03-27 18:33:10 +00:00
if once.done {
2020-03-26 14:57:49 +00:00
return
}
2022-03-27 18:33:10 +00:00
if once.running {
2020-03-26 14:57:49 +00:00
once.cond.Wait() // releases and acquires mutex
return
}
2022-03-27 18:33:10 +00:00
once.running = true
2020-03-26 14:57:49 +00:00
once.mu.Unlock()
f()
once.mu.Lock()
2022-03-27 18:33:10 +00:00
once.done = true
2020-03-26 14:57:49 +00:00
once.cond.Broadcast()
}
* golang.org/x/sync
Пакеты в golang.org/x содержат код, который не вошёл в стандартную библиотеку.
2021-04-26 18:56:24 +00:00
- errgroup - `sync.WaitGroup` со встроенной обработкой ошибок
2020-03-26 14:57:49 +00:00
- semaphore - семафор
- singleflight - дедубликация вызовов
2021-03-18 14:01:40 +00:00
* context
type Context interface {
// Возвращает время, когда операция будет оповещена о необходимости завершения
Deadline() (deadline time.Time, ok bool)
// Возвращает канал, который будет закрыт при необходимости завершить операцию
// Служит в качестве инструмента оповещения об отмене
Done() <-chan struct{}
// Если Done не закрыт - возвращает nil.
// Если Done закрыт, Err ошибку с объяснением причины:
// - Canceled - контекст был отменен
// - DeadlineExceeded - наступил дедлайн.
// После возврашения не nil ошибки Err всегда возвращает данную ошибку.
Err() error
// Позволяет получить произвольный объект из контекста
Value(key interface{}) interface{}
}
- Отмена таймауты
- Передача request scoped значений
* context
Типы контекстов:
// root context
todo := context.TODO()
ctx := context.Background()
// manual cancel
ctx, cancel := context.WithCancel(ctx)
defer cancel()
2023-03-18 09:08:52 +00:00
// manual cancel with explicit cause
ctx, cancel := context.WithCancelCause(ctx)
defer cancel(fmt.Errorf("job not needed"))
2021-03-18 14:01:40 +00:00
// cancel by timeout
ctx, cancel := context.WithTimeout(ctx, 100*time.Millisecond)
defer cancel()
ctx, cancel := context.WithDeadline(ctx, time.Now().Add(time.Second))
defer cancel()
* Отменяем операции
.code context/cancelation/cancelation.go /func SimpleCancelation()/,/OMIT/
.code context/cancelation/cancelation.go /func doSlowJob/,/OMIT/
* Отменяем операции
.code context/cancelation/cancelation.go /func SimpleTimeout()/,/OMIT/
.code context/cancelation/cancelation.go /func doSlowJob/,/OMIT/
* context в библиотеках Go
По соглашению `Context` всегда передается первым параметром в функции, обычно именуясь `ctx`.
database/sql.(*DB).QueryContext(ctx context.Context, query string, args ...interface{}) (*Rows, error)
database/sql.(*DB).ExecContext(ctx context.Context, query string, args ...interface{}) (Result, error)
net/http.NewRequestWithContext(ctx context.Context, method, url string, body io.Reader) (*Request, error)
golang.org/x/sync/errgroup.WithContext(ctx context.Context) (*Group, context.Context)
...
Быстрый пример:
ctx, cancel := context.WithTimeout(context.Background(), 1 * time.Second)
defer cancel()
req, _ := http.NewRequestWithContext(ctx, "GET", "http://loremipsum.com", nil)
resp, err := http.DefaultClient.Do(req)
if err != nil {
// возможно тут будет DeadlineExceeded
}
* context и передача значений
.code context/value/value.go /type/,/OMIT/
.code context/value/value.go /func main/,/}/