shad-go/lectures/05-concurrency/lecture.slide

337 lines
8.5 KiB
Text
Raw Normal View History

2020-03-26 13:34:09 +00:00
Concurrency with Shared Memory
Лекция 5
Фёдор Короткий
2020-03-26 14:57:49 +00:00
* Concurrency with Shared Memory
- Принципы синхронизации, такие же как в C++ или java.
- Различается набор инструментов в стандартной библиотеке.
2020-03-26 13:34:09 +00:00
* Happens Before
- Одно событие в программе может _произойти_раньше_ (_happens_before_) другого события.
- Внутри одной горутины `a`:=`1` _happens_before_ `a`+=`1`.
a := 1
a += 1
- Посылка значения из канал _happens_before_ получения этого значения из канала.
- Два события A и B _происходят_одновременно_ (_are_concurrent_), если нельзя сказать что одно случилось раньше другого.
* Race Condition
- _Race_Condition_ - ситуация, когда код работает некорректно в зависимости от порядка выполнения нескольких горутин.
* Example Bank
// Package bank implements a bank with only one account.
package bank
var balance int
func Deposit(amount int) { balance = balance + amount }
func Balance() int { return balance }
Работает корректно в одной горутине.
// Alice:
go func() {
bank.Deposit(200)
fmt.Println("=", bank.Balance())
}()
// Bob
go bank.Deposit(100)
Ошибка в этом примере называется _data_race_.
* Data Race breaks memory safety
var x []int
go func() { x = make([]int, 10) }()
go func() { x = make([]int, 1000000) }()
x[999999] = 1 // NOTE: undefined behavior; memory corruption possible!
Программа с _data_race_ перестаёт вести себя так, как написано в коде.
Иногда люди говорят _"это_безопасный_рейс"_. *Не*бывыет*безопасных*data-race-ов*
* Data Race
*Data*race* случается, когда несколько горутин одновременно работают с переменной, и хотябы одна из них пишет в эту переменную.
Как защититься от _data_race_?
1. Не писать в переменную.
2. Не работать с переменной из нескольких горутин.
3. Не работать с переменной одновременно. (mutex)
* Не писать в переменую
var icons = make(map[string]image.Image)
func loadIcon(name string) image.Image
// NOTE: not concurrency-safe!
func Icon(name string) image.Image {
icon, ok := icons[name]
if !ok {
icon = loadIcon(name)
icons[name] = icon
}
return icon
}
Правильно:
var icons = map[string]image.Image{
"spades.png": loadIcon("spades.png"),
"hearts.png": loadIcon("hearts.png"),
"diamonds.png": loadIcon("diamonds.png"),
"clubs.png": loadIcon("clubs.png"),
}
func Icon(name string) image.Image { return icons[name] }
* Не работать с переменной из нескольких горутин
// Package bank provides a concurrency-safe bank with one account.
package bank
var deposits = make(chan int) // send amount to deposit
var balances = make(chan int) // receive balance
func Deposit(amount int) { deposits <- amount }
func Balance() int { return <-balances }
func teller() {
var balance int // balance is confined to teller goroutine
for {
select {
case amount := <-deposits:
balance += amount
case balances <- balance:
}
}
}
func init() {
go teller() // start the monitor goroutine
}
* sync.Mutex
import "sync"
var (
mu sync.Mutex // guards balance
balance int
)
func Deposit(amount int) {
mu.Lock()
balance = balance + amount
mu.Unlock()
}
func Balance() int {
mu.Lock()
defer mu.Unlock()
b := balance
return b
}
* sync.RWMutex
var mu sync.RWMutex
var balance int
func Balance() int {
mu.RLock() // readers lock
defer mu.RUnlock()
return balance
}
* Memory Order
var x, y int
go func() {
x = 1 // A1
fmt.Print("y:", y, " ") // A2
}()
go func() {
y = 1 // B1
fmt.Print("x:", x, " ") // B2
}()
Можем ожидать
y:0 x:1
x:0 y:1
x:1 y:1
y:1 x:1
Но реально может произойти
x:0 y:0
y:0 x:0
* Ленивая инициализация sync.Once.
var icons map[string]image.Image
func loadIcons() {
icons = map[string]image.Image{
"spades.png": loadIcon("spades.png")
}
}
// NOTE: not concurrency-safe!
func Icon(name string) image.Image {
if icons == nil {
loadIcons() // one-time initialization
}
return icons[name]
}
* Ленивая инициализация sync.Once.
var mu sync.Mutex // guards icons
var icons map[string]image.Image
// Concurrency-safe.
func Icon(name string) image.Image {
mu.Lock()
defer mu.Unlock()
if icons == nil {
loadIcons()
}
return icons[name]
}
* Ленивая инициализация sync.Once.
var loadIconsOnce sync.Once
var icons map[string]image.Image
// Concurrency-safe.
func Icon(name string) image.Image {
loadIconsOnce.Do(loadIcons)
return icons[name]
}
* Concurrent cache
.play memo1/memo.go /type Memo/,/OMIT/
* Concurrent cache
.play memo2/memo.go /type Memo/,/OMIT/
* Concurrent cache
.play memo3/memo.go /func \(memo/,/OMIT/
* Concurrent cache
.play memo4/memo.go /type entry/,/OMIT/
* sync.Map
Что происходит, когда go совершает type cast из interface{}?
- Приведение к конкретному типу требует одной проверки на `==`
var v interface{}
x, ok := v.(int)
- Приведение к интерфейсу требует (в общем случае) сравнивать method set.
var v interface{}
x, ok := v.(io.Reader)
// Конкретный тип v должен иметь метод Read([]byte) (int, error)
- Для каждой пары `(concrete`type,`interface`type)` нужно знать, корректно ли такое приведение.
var cache map[typeConversion]conversionResult
* sync.Map
var cache map[typeConversion]conversionResult
Как защитить cache? `sync.Mutex`? Кеш из раннего примера?
Какой паттерн нагрузки?
- Запись в начале программы.
- Потом только чтения.
- Никогда не удаляем ключи.
- Не страшно сделать вычисление несколько раз.
Чего хотим?
- Скорость как у `map` без лока.
* sync.Map
var cache sync.Map
func convertType(from, to typ) *conversionResult {
key := typeConversion{from: from, to: to}
res, ok := cache.Load(key)
if ok {
return res.(*conversionResult)
}
res = doConversion(from, to)
cache.Store(key, res)
return res.(*conversionResult)
}
- `sync.Map` хранит две `map` внутри. `clean` и `dirty`.
- Обращение к `clean` всегда происходит без лока.
- Обращение к `dirty` требует лока.
- Периодически `dirty` повышается до `clean`.
* Как сделать sync.Map без двойного вычисления?
.play synconce/map.go /type result/,/OMIT/
2020-03-26 14:57:49 +00:00
* sync.Cond
type Once struct {
done, running bool
mu sync.Mutex
cond *sync.Cond
}
func (once *Once) Do(f func()) {
once.mu.Lock()
defer once.mu.Unlock()
if done {
return
}
if running {
once.cond.Wait() // releases and acquires mutex
return
}
running = true
once.mu.Unlock()
f()
once.mu.Lock()
done = true
once.cond.Broadcast()
}
* golang.org/x/sync
Пакеты в golang.org/x содержат код, который не вошёл в стандартную библиотеку.
- errgroup - `sync.WaitGroup` в встроенной обработкой ошибок
- semaphore - семафор
- singleflight - дедубликация вызовов