299 lines
7.5 KiB
Text
299 lines
7.5 KiB
Text
|
Concurrency with Shared Memory
|
|||
|
Лекция 5
|
|||
|
|
|||
|
Фёдор Короткий
|
|||
|
|
|||
|
* Happens Before
|
|||
|
|
|||
|
- Одно событие в программе может _произойти_раньше_ (_happens_before_) другого события.
|
|||
|
|
|||
|
- Внутри одной горутины `a`:=`1` _happens_before_ `a`+=`1`.
|
|||
|
|
|||
|
a := 1
|
|||
|
a += 1
|
|||
|
|
|||
|
- Посылка значения из канал _happens_before_ получения этого значения из канала.
|
|||
|
|
|||
|
- Два события A и B _происходят_одновременно_ (_are_concurrent_), если нельзя сказать что одно случилось раньше другого.
|
|||
|
|
|||
|
* Race Condition
|
|||
|
|
|||
|
- _Race_Condition_ - ситуация, когда код работает некорректно в зависимости от порядка выполнения нескольких горутин.
|
|||
|
|
|||
|
* Example Bank
|
|||
|
|
|||
|
// Package bank implements a bank with only one account.
|
|||
|
package bank
|
|||
|
|
|||
|
var balance int
|
|||
|
|
|||
|
func Deposit(amount int) { balance = balance + amount }
|
|||
|
|
|||
|
func Balance() int { return balance }
|
|||
|
|
|||
|
Работает корректно в одной горутине.
|
|||
|
|
|||
|
// Alice:
|
|||
|
go func() {
|
|||
|
bank.Deposit(200)
|
|||
|
fmt.Println("=", bank.Balance())
|
|||
|
}()
|
|||
|
|
|||
|
// Bob
|
|||
|
go bank.Deposit(100)
|
|||
|
|
|||
|
Ошибка в этом примере называется _data_race_.
|
|||
|
|
|||
|
* Data Race breaks memory safety
|
|||
|
|
|||
|
var x []int
|
|||
|
go func() { x = make([]int, 10) }()
|
|||
|
go func() { x = make([]int, 1000000) }()
|
|||
|
x[999999] = 1 // NOTE: undefined behavior; memory corruption possible!
|
|||
|
|
|||
|
Программа с _data_race_ перестаёт вести себя так, как написано в коде.
|
|||
|
|
|||
|
Иногда люди говорят _"это_безопасный_рейс"_. *Не*бывыет*безопасных*data-race-ов*
|
|||
|
|
|||
|
* Data Race
|
|||
|
|
|||
|
*Data*race* случается, когда несколько горутин одновременно работают с переменной, и хотябы одна из них пишет в эту переменную.
|
|||
|
|
|||
|
Как защититься от _data_race_?
|
|||
|
|
|||
|
1. Не писать в переменную.
|
|||
|
2. Не работать с переменной из нескольких горутин.
|
|||
|
3. Не работать с переменной одновременно. (mutex)
|
|||
|
|
|||
|
* Не писать в переменую
|
|||
|
|
|||
|
var icons = make(map[string]image.Image)
|
|||
|
func loadIcon(name string) image.Image
|
|||
|
|
|||
|
// NOTE: not concurrency-safe!
|
|||
|
func Icon(name string) image.Image {
|
|||
|
icon, ok := icons[name]
|
|||
|
if !ok {
|
|||
|
icon = loadIcon(name)
|
|||
|
icons[name] = icon
|
|||
|
}
|
|||
|
return icon
|
|||
|
}
|
|||
|
|
|||
|
Правильно:
|
|||
|
|
|||
|
var icons = map[string]image.Image{
|
|||
|
"spades.png": loadIcon("spades.png"),
|
|||
|
"hearts.png": loadIcon("hearts.png"),
|
|||
|
"diamonds.png": loadIcon("diamonds.png"),
|
|||
|
"clubs.png": loadIcon("clubs.png"),
|
|||
|
}
|
|||
|
|
|||
|
func Icon(name string) image.Image { return icons[name] }
|
|||
|
|
|||
|
* Не работать с переменной из нескольких горутин
|
|||
|
|
|||
|
// Package bank provides a concurrency-safe bank with one account.
|
|||
|
package bank
|
|||
|
|
|||
|
var deposits = make(chan int) // send amount to deposit
|
|||
|
var balances = make(chan int) // receive balance
|
|||
|
|
|||
|
func Deposit(amount int) { deposits <- amount }
|
|||
|
func Balance() int { return <-balances }
|
|||
|
|
|||
|
func teller() {
|
|||
|
var balance int // balance is confined to teller goroutine
|
|||
|
for {
|
|||
|
select {
|
|||
|
case amount := <-deposits:
|
|||
|
balance += amount
|
|||
|
case balances <- balance:
|
|||
|
}
|
|||
|
}
|
|||
|
}
|
|||
|
|
|||
|
func init() {
|
|||
|
go teller() // start the monitor goroutine
|
|||
|
}
|
|||
|
|
|||
|
* sync.Mutex
|
|||
|
|
|||
|
import "sync"
|
|||
|
|
|||
|
var (
|
|||
|
mu sync.Mutex // guards balance
|
|||
|
balance int
|
|||
|
)
|
|||
|
|
|||
|
func Deposit(amount int) {
|
|||
|
mu.Lock()
|
|||
|
balance = balance + amount
|
|||
|
mu.Unlock()
|
|||
|
}
|
|||
|
|
|||
|
func Balance() int {
|
|||
|
mu.Lock()
|
|||
|
defer mu.Unlock()
|
|||
|
b := balance
|
|||
|
return b
|
|||
|
}
|
|||
|
|
|||
|
* sync.RWMutex
|
|||
|
|
|||
|
var mu sync.RWMutex
|
|||
|
var balance int
|
|||
|
|
|||
|
func Balance() int {
|
|||
|
mu.RLock() // readers lock
|
|||
|
defer mu.RUnlock()
|
|||
|
return balance
|
|||
|
}
|
|||
|
|
|||
|
* Memory Order
|
|||
|
|
|||
|
var x, y int
|
|||
|
go func() {
|
|||
|
x = 1 // A1
|
|||
|
fmt.Print("y:", y, " ") // A2
|
|||
|
}()
|
|||
|
go func() {
|
|||
|
y = 1 // B1
|
|||
|
fmt.Print("x:", x, " ") // B2
|
|||
|
}()
|
|||
|
|
|||
|
Можем ожидать
|
|||
|
|
|||
|
y:0 x:1
|
|||
|
x:0 y:1
|
|||
|
x:1 y:1
|
|||
|
y:1 x:1
|
|||
|
|
|||
|
Но реально может произойти
|
|||
|
|
|||
|
x:0 y:0
|
|||
|
y:0 x:0
|
|||
|
|
|||
|
* Ленивая инициализация sync.Once.
|
|||
|
|
|||
|
var icons map[string]image.Image
|
|||
|
|
|||
|
func loadIcons() {
|
|||
|
icons = map[string]image.Image{
|
|||
|
"spades.png": loadIcon("spades.png")
|
|||
|
}
|
|||
|
}
|
|||
|
|
|||
|
// NOTE: not concurrency-safe!
|
|||
|
func Icon(name string) image.Image {
|
|||
|
if icons == nil {
|
|||
|
loadIcons() // one-time initialization
|
|||
|
}
|
|||
|
return icons[name]
|
|||
|
}
|
|||
|
|
|||
|
* Ленивая инициализация sync.Once.
|
|||
|
|
|||
|
var mu sync.Mutex // guards icons
|
|||
|
var icons map[string]image.Image
|
|||
|
|
|||
|
// Concurrency-safe.
|
|||
|
func Icon(name string) image.Image {
|
|||
|
mu.Lock()
|
|||
|
defer mu.Unlock()
|
|||
|
if icons == nil {
|
|||
|
loadIcons()
|
|||
|
}
|
|||
|
return icons[name]
|
|||
|
}
|
|||
|
|
|||
|
* Ленивая инициализация sync.Once.
|
|||
|
|
|||
|
var loadIconsOnce sync.Once
|
|||
|
var icons map[string]image.Image
|
|||
|
|
|||
|
// Concurrency-safe.
|
|||
|
func Icon(name string) image.Image {
|
|||
|
loadIconsOnce.Do(loadIcons)
|
|||
|
return icons[name]
|
|||
|
}
|
|||
|
|
|||
|
* Concurrent cache
|
|||
|
|
|||
|
.play memo1/memo.go /type Memo/,/OMIT/
|
|||
|
|
|||
|
* Concurrent cache
|
|||
|
|
|||
|
.play memo2/memo.go /type Memo/,/OMIT/
|
|||
|
|
|||
|
* Concurrent cache
|
|||
|
|
|||
|
.play memo3/memo.go /func \(memo/,/OMIT/
|
|||
|
|
|||
|
* Concurrent cache
|
|||
|
|
|||
|
.play memo4/memo.go /type entry/,/OMIT/
|
|||
|
|
|||
|
* sync.Map
|
|||
|
|
|||
|
Что происходит, когда go совершает type cast из interface{}?
|
|||
|
|
|||
|
- Приведение к конкретному типу требует одной проверки на `==`
|
|||
|
|
|||
|
var v interface{}
|
|||
|
x, ok := v.(int)
|
|||
|
|
|||
|
- Приведение к интерфейсу требует (в общем случае) сравнивать method set.
|
|||
|
|
|||
|
var v interface{}
|
|||
|
x, ok := v.(io.Reader)
|
|||
|
|
|||
|
// Конкретный тип v должен иметь метод Read([]byte) (int, error)
|
|||
|
|
|||
|
- Для каждой пары `(concrete`type,`interface`type)` нужно знать, корректно ли такое приведение.
|
|||
|
|
|||
|
var cache map[typeConversion]conversionResult
|
|||
|
|
|||
|
* sync.Map
|
|||
|
|
|||
|
var cache map[typeConversion]conversionResult
|
|||
|
|
|||
|
Как защитить cache? `sync.Mutex`? Кеш из раннего примера?
|
|||
|
|
|||
|
Какой паттерн нагрузки?
|
|||
|
|
|||
|
- Запись в начале программы.
|
|||
|
- Потом только чтения.
|
|||
|
- Никогда не удаляем ключи.
|
|||
|
- Не страшно сделать вычисление несколько раз.
|
|||
|
|
|||
|
Чего хотим?
|
|||
|
|
|||
|
- Скорость как у `map` без лока.
|
|||
|
|
|||
|
* sync.Map
|
|||
|
|
|||
|
var cache sync.Map
|
|||
|
|
|||
|
func convertType(from, to typ) *conversionResult {
|
|||
|
key := typeConversion{from: from, to: to}
|
|||
|
res, ok := cache.Load(key)
|
|||
|
if ok {
|
|||
|
return res.(*conversionResult)
|
|||
|
}
|
|||
|
|
|||
|
res = doConversion(from, to)
|
|||
|
cache.Store(key, res)
|
|||
|
return res.(*conversionResult)
|
|||
|
}
|
|||
|
|
|||
|
- `sync.Map` хранит две `map` внутри. `clean` и `dirty`.
|
|||
|
- Обращение к `clean` всегда происходит без лока.
|
|||
|
- Обращение к `dirty` требует лока.
|
|||
|
- Периодически `dirty` повышается до `clean`.
|
|||
|
|
|||
|
* Как сделать sync.Map без двойного вычисления?
|
|||
|
|
|||
|
.play synconce/map.go /type result/,/OMIT/
|
|||
|
|